Евгений Николаевич Пронин Запад – 80:

Союз извержения

1 января 2020 года в 11:35 в одном из московских залов сети кинотеатров «Киноквартал» начался показ фильма «Союз спасения». Мы там. Нас с женой привлекла не столько реклама, сколько тема фильма. Для сравнения: сейчас идёт очень агрессивная реклама фильма «Вторжение», но мы на него не собираемся. И так всё понятно, что там будет. Через три года после фильма «Притяжение» Ф. Бондарчук снял новую компьютерную сказку. Это – не кино. Это игра для компа.

Впрочем, есть намёки на нашу интересную реальность. Герой, которого исполняет О. Меньшиков, ещё до «Вторжения» всего за три года после «Притяжения» получил “повышение” и вырос от полковника до генерал-лейтенанта.

Думаю, в третьей части сиквела (под предположительным названием «Извержение» или «Выделение») Ф. Бондарчук повысит О. Меньшикова до маршала и выдвинет его кандидатом на выборы в 2024 году. В Кино чего только не бывает!

Я отвлёкся. Речь всё же о «Союзе спасения». На этот фильм мы с женой собирались сходить. Тема историческая. Отношение, по словам главного человека на Первом, не предвзятое — они, дескать, не осуждали, и не оправдывали никого. Это вскоре почувствовалось. У авторов, действительно, нет никакой позиции. Кроме, пожалуй, одной: заработать денег. Их право.

Фильм снят в клипово-комиксовой эстетике. Много красок, костюмы отличные (яркие, дорогие), всё громко, всё мелькает. Сосредоточиться на картинке не получается. На сюжете тоже. Нет сюжета. И диалогов практически нет; есть реплики. Почему-то кино начинается на французском с мелкими плохо читабельными титрами на русском. В стиле Толстого, что ли?

Насколько правдиво сценарий отражает историческую правду не ясно. Поскольку фильм сосредоточен на отдельных часто незначительных эпизодах подготовки к главному событию. Акценты на деталях известных только настоящим знатокам вопроса. Для общей публики – всё это тёмный лес. Ну какое значение имеет сцена с сожжением шинка предполагаемо перепившимися солдатами Ченриговского полка? А этому событию посвящены минуты четыре экранного времени. Очень много.

В действительно сложные и противоречивые факты и события авторы не полезли. Испугались. Поэтому фильм получился плоским. Его схематично фильм можно поделить на следующие части:

1) Подготовка – длиннющая и скучнейшая череда клипов, эпизодов, обрывочных фрагментов, не дающая даже общего понимания событий и того, кто за что стоял. А вот деталей всяких море. Кажется, эта часть снималась, например, для того, чтобы показать трюк с выпиванием с помощью только одной руки перевёрнутого в блюдце бокала вина. Киношным невдомёк, как ещё могут принимать наши.

2) Восстание (мятеж/переворот/революция) - события на Сенатской и в Киевской области. Это относительно короткая, минут на 20, но очень громкая компьютерная картинка со взрывами, следами пуль в воздухе и воде, огнём пожаров, отрываемыми ядрами головами солдат, убивающей зевак картечью на вылет, тонущими людьми, кровью, строящимся Исаакием ит.д. Главное в фильме «Союз спасения» - компьютерная графика. И часть эта по факту – главная. Ради неё, думаю, и делалось всё кино. Каюсь. Именно на этой части я всё же отрубился на малое время и проспал кадры смертельного ранения Милорадовича.

3) Финал. Тут очень быстро (минут за 10) изобразили один допросец, сцену повешения и … всё. Более практически ничего. Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется именно эта часть, — т.е. то, что последовало за событиями, - и должна была бы стать доминирующей. Можно было попытаться найти ответы на сотни «почему?». Не попытались. Испугались долгой кропотливой работы с документами. Знали, что не справятся. Кравчук – не Мотыль.

В общем не стоит фильм «Союз спасения» того, чтобы за него платить прямо из своего кармана. Достаточно того, что бюджет помог.

А чё вы это тут делаете, а? Кино то уже кончилось…

Началась только голливудская компьютерная игра?