Александр Иванович Владимиров

Советник Председателя ДОСААФ России

Член общественной палаты Союзного государства Россия – Беларусь,

Президент Коллегии военных экспертов России,

Почетный председатель Всероссийского и Московского содружеств суворовцев, нахимовцев и кадет,

Заместитель председателя Межведомственного совета по кадетскому образованию Минобрнауки России,

кандидат политических наук,

автор фундаментального труда «Основы общей теории войны»,

генерал-майор

Тезисы к выступлению

На XXI Всероссийской научно-практической конференции РАРАН «Актуальные проблемы защиты и безопасности».

«О Роли ДОСААФ России как общественно-государственной организации, выполняющей государственные задачи по подготовке граждан страны к защите Отечества, в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации»

Санкт-Петербург 4 апреля 2018 г.

Уважаемые коллеги!

Позволю себе сформулировать насколько важных констатаций стратегического уровня.

1. Россия практически находится в состоянии войны с Западом.

2. Россия этой стратегической данности не понимает, не признает и не принимает необходимых, собственно военных мер к ее ведению.

3. Мобилизационная составляющая войны - утрачивается

· Экономика России – к войне не готова и не готовится.

· Население России к войне не готовится.

4. Управление государством в войне – не формируется.

· Технические аспекты и детали управления государством в военное время не отрабатываются.

***

Россия практически находится в состоянии войны с Западом.

Эта война носит пока еще гибридный (невооруженный) характер, но уже есть все признаки того, что США готовы развязать вооруженную фазу войны, в том числе и на территории России.

Исходя из складывающейся обстановки возрастает роль и ответственность государства, Вооруженных Сил и граждан России за обеспечение гарантированной защиты государственного суверенитета, территориальной целостности страны и надежное обеспечение её национальных интересов.

I. О роли ДОСААФ России как общественно-государственных организаций, выполняющих государственные задачи по подготовке граждан страны к защите Отечества и обеспечении национальной безопасности страны

Представляется очевидным, что современная геополитическая обстановка требует принципиально другого качества Вооруженных Сил России и нового, более высокого уровня подготовки граждан страны к защите Отечества. Другими словами – Армия должна получать подготовленных призывников, а Россия должна всегда иметь подготовленный мобилизационный резерв.

Из теории войны мы знаем, что Государство – ведет войну, Армия – сражается в войне, а Население – воюет в войне, и каждая из этих компонент должна уметь это делать, иначе не будет Победы.

Это утверждение определяет для нас несколько важных выводов –

Во-первых, само понятие «патриот» должно означать, то патриотом России является ее гражданин, который не только любит Россию, знает ее историю и культуру, но тот, кто готов защищать Отечество, в том числе и с оружием в руках, умеет это делать и делает это.

Во-вторых, к защите Отечества необходимо готовить все население страны.

В-третьих, к защите Отечества необходимо готовить граждан страны со школьного возраста, в плановом обязательном порядке, в ходе изучения предмета «Основы военной подготовки» и получения в обязательном порядке всеми выпускниками учреждений среднего образования, определенной военно-учетной специальности.

С тем, чтобы в Армию (по призыву, по мобилизации) приходили граждане уже владеющие той или иной военно-учетной специальностью.

В-четвертых, эта военная подготовка граждан к защите Отечества должна вестись только профессионально подготовленным преподавательским составом в школах, клубах, рабочих коллективах и на объектах специальной учебной инфраструктуры ДОСААФ России.

В-пятых, Основным направлением патриотического воспитания в России, по определению является, военно-патриотическое воспитание, а в нем – воспитание в ходе практического овладения предметом Основы военной подготовки и военно-учетной специальностью.

В-шестых, работа по подготовке граждан России к защите Отечества является для всех нас - главной.

***

Для решения задач подготовки населения к защите Отечества политическим руководством государства определен единый национальный лидер, и им по праву является ДОСААФ России.

Оно реально работает в 81 регионах Российской Федерации и на тысячах, созданных на свои взносы и деньги объектах, готовит десятки тысяч военных специалистов для Армии, Авиации и Флота.

Еще в 2010 году Президент России Владимир Владимирович Путин указал нам на растущие угрозы национальной безопасности России и определил необходимость создания федеральной системы подготовки населения к военной службе («Концепция Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года»).

Президентом России практически была предложена новая модель военного патриотического всеобуча страны и подчеркнута ведущая роль ДОСААФ в этом процессе.

Представляется важным и необходимым начать совместную практическую работу с учреждений кадетского образования и патриотических клубов, и во всей системе детских и юношеских летних лагерей.

***

Наша общая задача понять, что время изменилось, объем задач постоянно возрастает, что угрозы национальной безопасности России реальны и к их отражению надо готовить и Армию, и все население России, и это должно стать основным направлением усилий ДОСААФ России и всех патриотов страны.

II. Некоторые вопросы теории и практики, без определения и решения которых – невозможно начинать серьезную войну и нельзя победить в ней: общие подходы

Представляется очевидным, что состояние войны подразумевает и включает в себя не только собственно боевые действия вооруженных сил и всей системы национальной обороны России, но и функционирование органов государственной власти, работу народного хозяйства, а также жизнедеятельность населения в условиях войны и организацию его сопротивления явной и скрытой агрессии, в том числе на национальной территории России.

Мы исходим из того, что вопросы, предлагаемые вниманию высшего политического и военного руководства страны, являются базовыми для подготовки и ведения войны. Решение данных вопросов не должно зависеть от степени субъективного и частного понимания «современности, гибридности, скоротечности, региональности» войны.

Полное понимание и решение этих вопросов гарантированно обеспечивает общую устойчивость России как державы, суперэтноса и особой цивилизации, и ее обязательную победу в войне – в ее самом крайнем виде, то есть в длительной войне, как вооружённой борьбе, на национальной территории России с попытками оккупации ее территорий и применением оружия массового поражения.

1. Вопросы общего плана

· Критерии, определяющие наступление состояния войны.

· Порядок перехода с мирного на военное время.

· Общие вопросы мобилизации народного хозяйства и населения.

· Функционирование Ставки ВГК (полное мобилизационное изменение функционала и структуры Правительства, «кто есть, кто», судьбы «невостребованных» и др.).

· Общие вопросы эвакуации объектов народного хозяйства и населения.

· Учет жизненно важных специалистов (врачи, инженеры, энергетики, учителя и т. д.).

· Блокирование и нейтрализация «пятой колонны», фильтрация территорий.

· Законы военного времени, ответственность за их нарушение.

· Роль (судьба) ОДКБ, ШОС, Союзного государства Россия – Беларусь, Единого экономического пространства и пр.

2. Вопросы управления страной в войне

А) Осуществление власти в воюющей стране

· Кто и как осуществляет государственную власть в стране.

· Как меняется назначение представительной власти и депутатов всех уровней.

· Кто и как будет осуществлять власть государства в регионах и на местах.

· Взаимоотношения военной власти (комендатур) с Нац. гвардией, МВД.

· Охрана общего порядка, объектов инфраструктуры жизнеобеспечения и обеспечение безопасности населения и пр.

· Цензура и работа СМИ, информирование населения России.

· Организация ополчения на местах и его взаимодействие с органами власти, территориальной обороной (Нац. гвардией) и т.д.

Б) Вопросы общей организации и управления ведением войны

· Вопросы состава военной организации государства и состава Вооруженных Сил РФ на военное время.

· Основной орган управления нацией в войне - ГКО (Государственный Комитет Обороны и Ставка ВГК) - как основной и единый орган, управляющий всей страной (вооруженными силами, фронтом и тылом, народным хозяйством, населением, территориями).

Справочно

В КНР с 1 января 2018 года внутренние войска (вооруженная народная милиция) выведены из подчинения правительству и подчинены единому высшему органу управления страной - Военному Совету ЦК КПК (он же Центральный Военный Совет).

В России напротив:

- Армия и Росгвардия имеют разные полномочия и задачи;

- МЧС - военизированная организация, отделенная от выполнения
военно-политических задач;

- Совет Безопасности РФ - совещательный орган при президенте РФ - функции Военного Совета исполнять не может;

- Национальный центр управления обороной РФ в структуре Генштаба выполняет «информационные и координационные» функции по обеспечению безопасности, но не по управлению войной страны !!!

· В связи со вступлением в действие Ставки ВГК – как изменяется роль, задачи и сферы ответственности Главкоматов видов и родов ВС.

· Вопросы создания и функционирования института Представителей Ставки ВГК (представителей ГШ ВС РФ).

· Вопросы создания в условиях войны – единой системы принятия и исполнения решений, контроля и персональной ответственности. Организация контрразведки (типа СМЕРШ) и особых отделов (ФСБ) в основных органах и структурах власти, народного хозяйства, Нац. гвардии, МВД и пр.

· Вопросы подготовки и пополнения управленческих и офицерских кадров. (например, где и как продолжают свою образовательную деятельности ВАГШ, Общевойсковая академия, Военные училища видов и родов войск, суворовские военные училища и т. д).

3. Вопросы управления экономикой в войне

· Как страна переходит к плановой экономике (расчетный год войны), к автаркии и самообеспечению (в условиях вынужденной изоляции и блокады), когда и кто это контролирует, в каких планах, документах и правовых актах это определено.

· Как осуществляется мобилизация народного хозяйства (мобилизационное право, мобилизационные задания, планы на расчетные годы войны и пр.).

· Национализация (в целях экономического единоначалия) Национального банка и крупной частной собственности (прекращение выплат дивидендов акционерам, прекращение деятельности советов директоров и пр., переход к сменной работе и т.д.).

· Право, деньги, денежное обеспечение и денежное обращение в воюющей стране. Централизованный учет и нормативное распределение материальных ресурсов.

· Централизованное управление народным хозяйством, корпорациями всех масштабов и форм собственности – через систему представителей Ставки в них.

· Организация функционирования сельского хозяйства (посевная, сбор и сбережение урожая и пр.) в войне.

4. Вопросы жизнедеятельности населения страны в войне

· Порядок закрепления и учета населения на местах.

· Работа системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

· «Трудовые армии», беженцы и переселенцы, районы их сосредоточения и задачи по их обеспечению и трудоустройству в интересах обороны страны.

· Обеспечение населения продовольствием, лекарствами и медицинским обслуживанием, денежным довольствием, горюче-смазочными материалами и иными материальными ресурсами (нормы потребления).

· Работа транспорта (железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного, трубопроводного), почты, телевидения, радио и мобильной связи.

· Погребение тел погибших и умерших.

· Вывоз и нейтрализация отходов.

***

Нам представляется, что эти и иные, вытекающие из существа войны задачи государства, а также механизмы и средства их решения, должны:

· быть первоначально правильно и полно сформулированы;

· затем разработаны военной и экономической наукой – с учетом колоссального и успешного опыта организации Победы Советского народа в Великой Отечественной войне (притом, что эта работа должна иметь вид государственного заказа и достойно оплачиваться);

· найти свое отражение и закрепление в специальных правовых актах «военного времени», планах развития национальной экономики, территорий, регионов;

· найти свое место в учебных планах системы высшего военного образования и профессионального образования гражданской государственной службы;

· принять форму системы документов, готовых к немедленному введению в жизнь;

· отрабатываться на всех учениях оперативного и стратегического масштаба;

· являться важной частью должностных обязанностей и личной ответственности высших должностных лиц государства и субъектов Российской Федерации.

***
В целом

Представляется необходимым ввести обязательный мобилизационный элемент и вопросы подготовки населения к защите Отечества – в народное хозяйство, в государственную гражданскую службу и национальную оборону, в национальное образование в право, в том числе административное и хозяйственное.

Такое внимание высших органов власти к этим вопросам и разумное управление ими позволит государству и нации быть значительно лучше подготовленным к войне, то есть:

· к лучшей общей боеспособности и боеготовности Армии и страны;

· к меньшим потерям и возможностям лучшего выживания страны в любых условиях и вариантах развития войны;

· к сохранению, устойчивости и восстановлению национального государства как такового, и его суверенной государственности.

Кроме того, это будет обеспечивать:

· контроль национальных территорий, пространств и ресурсов в войне;

· увеличит количество и качество социальных лифтов для молодежи и придаст им однозначный патриотический и профессиональный характер;

· создаст качественные преимущества нации и России – в целом:

ü в образовании в патриотическом воспитании нации;

ü в патриотической национальной самоидентификации граждан России,

ü в готовности и способности населения к защите Отечества;

ü в восстановлении способности страны к мобилизации и большим мобилизационном напряжениям и т.д.

Все это – в целом и прямо – связано с необходимостью и возможностью Победы России в войне.

***

Предлагаем -

1. В теории и практике перейти от парадигмы «подготовка военнообязанных к военной службе», к парадигме «подготовка населения к защите Отечества».

2. Приступить к формированию полноценной системы гражданской обороны страны и населения в войне на национальной территории страны.

3. Подготовить обсуждение этого вопроса на специальном заседании Совета безопасности РФ.

Один из основных докладов может быть поручен Председателю ДОСААФ России, как руководителю общественно-государственной организации, имеющей постоянные поручения Правительства России и выполняющей государственные задачи по подготовке населения к защите Отечества и его военно-патриотическому воспитанию.

4. С этой целью создать Рабочую группу в Совете безопасности РФ с включением в нее необходимых представителей министерств, ведомств и общественных организаций. Мы готовы войти в состав этой Рабочей группы.

5. Провести мониторинг, аналитическое исследование и подготовить экспертный доклад по правовым и ведомственным актам о подготовке населения России к защите Отечества и его патриотическому воспитанию.

6. Провести ряд специальных (закрытых) слушаний по предлагаемой тематике в Государственной Думе и Совете Федерации России.

7. Подготовить специальное (возможно закрытое) заседание Госсовета РФ по данной проблеме.

8. Выработать общие и единые взгляды государства на существо поднимаемых вопросов, которое закрепить затем в национальном праве –законах и других нормативных документах, а также в основных документах национального стратегического целеполагания.

9. Сделать эту работу в качестве одного из приоритетных проектов Совета безопасности РФ.

10. Спланировать и провести ряд стратегических игр и командно-штабных учений по поднимаемым темам.

Представляется, что реализация названных подходов и предложений поможет определить новую модель мобилизационной компоненты национальной обороны России.

Мы считаем, что эти вопросы должны решаться комплексно, быстро и на самом высоком уровне, так как длительного исторического времени «на раскачку» у России может и не быть – его не дадут нам наши враги.

Важно чтобы в новом политическом периоде Россия получила ясные направления, предпочтения и планы в области существенного усиления внимания государства к теме подготовки населения России к защите Отечества и его военно-патриотического воспитания, что потребует пересмотра и изменений в ряде федеральных законов, планах, государственных федеральных программах, и в статьях федерального бюджета.

Мы еще раз подтверждаем Главный вывод – Россию уже ввергли в состояние войны, и перенос ее вооруженной фазы на национальную территорию страны – есть только дело времени.

У России есть только один верный путь к Победе – делать сильной себя, то есть – вести постоянно и неустанно, всестороннюю и всеобщую, скрытую и явную – военную подготовку и мобилизацию, в том числе – по вопросам и задачам, отраженным в настоящем докладе.