Александр Иванович Владимиров

Президент Коллегии военных экспертов России,

Почетный председатель Всероссийского и Московского содружеств суворовцев, нахимовцев и кадет,

Заместитель председателя Межведомственного совета по кадетскому образованию Минобрнауки России,

кандидат политических наук,

автор фундаментального труда «Основы общей теории войны»,

генерал-майор

Тезисы к докладу

на конференции-вебинаре «День кадета в Президентской библиотеке»

по теме:

«О совершенствовании системы кадетского образования в России
на современном этапе».

5 апреля 2018 г., г. Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги!

Братья кадеты!

Позвольте мне – суворовцу Александру Владимирову – как Заместителю председателя Совета по кадетскому образованию Минобрнауки и одному из старших кадет России – доложить вам о некоторых промежуточных итогах и выводах, к которым мы пришли – особенно с учетом опыта нашей работы в регионах и министерствах.

I. Историческая справка

Кадетам России сегодня (в 2018 году) 317 лет.

Свое начало кадеты России считают с момента создания Петром Великим в январе 1701 года (25 января День Российского кадета) Навигацкой школы в Сухаревской башне в Москве – то есть первого в истории России образовательного учреждения кадетского типа, имеющего цель подготовку несовершеннолетних граждан к военной и гражданской государственной службе.

Мы всегда помним, что Первый Шляхетский (Первый пехотный) кадетский корпус был основан Императрицей Анной Иоановной в Санкт-Петербурге в 1732 году.

В 1778 году был основан Первый Морской кадетский корпус.

К 1917 году в системе кадетского воспитания и образования действовало 32 кадетских корпуса. География этих учебных заведений была обширна и обхватывала огромную территорию Российского государства.

В них ежегодно обучалось около 13 тысяч кадет. За всё время своего существования эти учебные заведения выпустили более 100 тысяч воспитанников.

Кадетские корпуса дали России многих выдающихся исторических личностей.

Кадетское образование решало задачу подготовки высококультурных и сознательно преданных Российскому государству молодых людей, пригодных для служения на всех поприщах государственной и общественной жизни.

Основной формой жизни и быта воспитанников кадетских корпусов исторически утвердилось военное общежитие в условиях интернатного проживания, жесткого распорядка дня, соблюдения воинского Устава и воинских традиций.

Основу образования в кадетских корпусах составляла военная, техническая, физическая подготовка на широкой гуманитарной основе.

Основой идеологии и этики кадет России всегда была идея верного и безупречного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства.

Основой духовного и нравственного воспитания кадет стало Православие.

Центральным звеном в системе воспитания кадет был офицер – воспитатель. Ими назначались лучшие представители офицерского корпуса из числа старших офицеров, обладающих жизненным и служебным опытом.

В итоге, родилась кадетская педагогика и была создана уникальная педагогическая среда, в которой природные таланты и способности юных кадет находили свое максимальное развитие и укрепление.

История кадет России за все 317 лет никогда не прерывалась, несмотря на то, что за это время в отечественной истории завершили свое существование две великие Российская и Советская империи, и родилась современная Россия.

Более трех веков кадеты России всегда составляли ее национальное достояние и дали Отечеству тысячи своих воспитанников, составивших славу России в военном деле, государственном управлении, науке, культуре и искусстве – в войне и мире.

В течение своего Имперского периода Кадетские корпуса и лицеи Российской империи дали Отечеству немало исторических личностей. Это:

Политики: канцлер Горчаков А.М.

Полководцы: Румянцев П.А., Кутузов М.И., Брусилов А.А., Дорохов И.С.,

Корнилов Л.Г., Каледин А.М., Нестеров П.Н.

Адмиралы: Ушаков Ф.Ф., Сенявин Д.Н., Истомин В.И., Корнилов В.А.,

Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.

Мореплаватели-первопроходцы: Лазарев И.П., Беллинсгаузен Ф.Ф.,

Крузенштерн И.Ф., Лисянский Ю.Ф., Невельской Г.И.

Поэты и писатели: Пушкин А.С., Даль В.И., Бестужев А.А., Куприн А.И.,

Бенедиктов В.Г., Рылеев К.Ф.

Композиторы: Римский-Корсаков Н.А., Мясковский Н.Я., Скрябин А.Н.

Живописцы: Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А.

Святые Русской Православной Церкви – адмирал Ушаков Ф.Ф. – выпускник Шляхетского КК; Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский – выпускник Полоцкого КК.

В 1918 году деятельность 32 Кадетских корпусов России прервала Гражданская война. Начался период Эмиграции и Рассеяния русских кадет, чей лозунг всегда звучал так: «Рассеяны, но не расторгнуты!». Кадетские традиции были продолжены в русских кадетских корпусах – в Версале во Франции (функционировал до 1964 года) и в Белой Церкви (Сербия), деятельность которого была остановлена в 1944 году.

В Советский период история Российского кадетского образования, прерванная революционными событиями 1917 года, возродилась в нашей стране в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году Постановлением Правительства (Постановление СНК СССР И ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации») были организованны 9 суворовских военных училищ и 2 нахимовских военно-морских училища, по 500 человек в каждом со сроком обучения 7 лет. В постановлении подчёркивалось, что училища создаются по типу старых кадетских корпусов. В 1944 году к первым суворовским училищам прибавилось ещё шесть.

За 75 лет своего существования Суворовские, нахимовские училища и спецшколы воспитали:

Более 80 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; Премьер-министра России (Примаков Е. М. Бакинское военно-морское подготовительное училище) и пять федеральных министров; четырех губернаторов; Секретаря Совета Безопасности России; Начальника Генерального Штаба ВС РФ и четырех заместителей министра обороны; более 20-ти командующих войсками военных округов и их заместителей; более ста командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; более одной тысячи генералов (в том числе пять генералов армии) и свыше двадцати тысяч старших офицеров армии и флота; двух академиков РАН; четырех летчиков-космонавтов; около пятисот докторов наук; десятки народных и заслуженных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; десятки чемпионов и призеров олимпийских игр, десятки чемпионов мира и Европы, сотни мастеров спорта.

***

Сегодня выпускники суворовской военной школы России составляют основу офицерского корпуса и профессиональный костяк Вооруженных Сил Российской Федерации и ее силовых структур.

В стране насчитывается более двухсот тысяч выпускников суворовских, нахимовских и специальных военных школ Советского Союза и России, общественные ветеранские объединения которых созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

При личной поддержке Президента России бурно развивается кадетское образование и кадетское движение России.

На сегодня в России действует около 200 образовательных организаций кадетского типа. Кадетские и казачьи кадетские образовательные организации находятся в ведении различных федеральных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации (Минобороны, Росгвардии, МВД, ФСБ, МЧС, Следственного комитета, Минкультуры, а также Минобрнауки России и органов образования субъектов РФ).

В них одновременно учатся более 45 000 человек, и ежегодно выпускается около 8000 суворовцев, нахимовцев и кадет.

В России также создано и функционирует более 7000 кадетских (казачьих кадетских) классов, в которых одновременно учится свыше 140 000 детей и ежегодно выпускается более семи тысяч воспитанников.

Таким образом, общее число обучающихся кадет в России составляет порядка 180 000 учащихся и порядка 15 000 выпускников ежегодно.

Сегодня суворовцы, нахимовцы и кадеты России стали поистине ее национальной гордостью, государственным достоянием, народной надеждой и президентской опорой.

Кадетское образование становится составной частью государственной кадровой политики, первичным элементом непрерывного образования государственной службы.

Кадетское образование и воспитанники образовательных организаций кадетского типа (ООКТ), способные и готовые безупречно служить Отечеству с детства, составляют основу формирования нового слоя профессиональных государственных служащих, кадрового и мобилизационного резерва России.

II. О ходе работы межведомственного Совета Минобрнауки России

по разработке проекта

Концепции кадетского образования в Российской Федерации

2015 – 2017гг.

В результате работы общественных организаций в сфере развития Кадетского образования в Российской Федерации, проведенной до 2015 года, обращено внимание руководства страны, соответствующих министерств и ведомств РФ на наличие этой проблемы и необходимость ее решения.

Новый этап общественно-государственной работы открыл доклад Президенту России В.В. Путину – о существе и необходимости кадетского образования как образования государственной службы и кадровой основы формирования нового слоя государственных служащих России (докладчик – первый заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Герой Российской Федерации Бочаров В.А.).

Результатом этого доклада стало поручение Президента Российской Федерации Общественной палате РФ (от 9 августа 2015 г. № Пр-1610, пункт 7а) – об общем регулировании развития кадетского образования.

В ходе исполнения Поручения Президента России проведены:

мониторинг деятельности образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», созданных субъектами Российской Федерации; сбор, анализ и обобщение предложений по совершенствованию деятельности таких организаций; подготовлены предложения по совершенствованию их деятельности.

Комиссия Общественной палаты РФ, с непосредственным участием представителей кадетского движения и специалистов Министерства образования и науки Российской Федерации, проанализировала состояние Кадетского образования. 2 февраля 2016 г. выводы и предложения Общественной палаты РФ доложены Президенту России.

В течение 2015 года

11 ноября 2015 г. состоялось заседание секции «Развитие кадетского образования в России», проведенное в рамках XII Всемирного Русского Народного Собора «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси».

На пленарном заседании Всемирного Русского Народного Собора в Храме Христа Спасителя 10 ноября 2015 г. в Соборном Слове Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла было отмечено «значение весьма важного явления в отечественной школе – это возрождение кадетского образования, где получают путевку в жизнь как будущие воины, наследники подвигов князя Владимира, так и молодежь, избравшая мирные специальности, но способная быть готовой к защите Отечества, его свободы и независимости не только на поле ратной брани, но и в условиях информационного и культурного, а лучше сказать, антикультурного массового воздействия на сознание и чувства молодежи».

15 декабря 2015 г. на площадке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представители Кадетского движения и ВРНС участвовали в заседании «круглого стола» патриотической платформы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по теме: «Кадетское движение – традиции и будущее».

22 декабря 2015 г. в Общественной палате РФ состоялась научно-практическая конференция: «Кадетское образование в Российской Федерации».

31 декабря 2015 г. на совещании под председательством Первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, с участием представителей общественных организаций и кадетского движения, рассмотрены организационные меры в сфере Кадетского образования.

***

В течение 2016 года

28 января 2016 г. в рамках исполнения Поручения Президента РФ создан межведомственный Совет по кадетскому образованию Минобрнауки России. Председателем Совета (по Положению о его работе) является Министр образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. № 618).

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию – это первый в истории России общественно-государственный Совет, который на уровне Правительства РФ выдвинул цель возрождения в России исторического кадетского образования и его развития в современном виде, отвечающем национальным интересам страны и народа.

28 января и 1 марта 2016 г. состоялись заседания Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию.

28 апреля 2016 г. для поэтапной проработки вопросов, связанных с развитием Кадетского образования в России, при Совете Минобрнауки России созданы и действуют пять Рабочих групп:

1) по разработке концепции развития кадетского образования в Российской Федерации;

2) по выработке позиции в части внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части реализации общеобразовательными организациями со специальными наименованиями образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

3) по выработке позиции в части внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования по установлению дополнительных требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования;

4) по выработке предложений по разработке примерной основной образовательной программы основного общего образования, интегрированной с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

5) по разработке предложений по организации деятельности общеобразовательных организаций со специальными наименованиями в части нормативов продовольственного и иных видов довольствия и материально-технического обеспечения.

28 апреля и 26 мая 2016 г. проведены заседания данных Рабочих групп. На них обсуждены вопросы, связанные с внесением предложений по разработке проекта Концепции Кадетского образования в России, утверждению структуры, разделов и приложений, а также различные подходы к содержанию.

19-20 мая 2016 г. в городе Твери при активном участии представителей Кадетского движения состоялась научно-практическая конференция Российской Макаренковской ассоциации и Педагогического общества России.

23 июня 2016 г. под руководством Первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации прошло совещание руководителей рабочих групп Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию.

14-15 сентября 2016 г. в городе Ульяновске состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями кадетских школ и казачьих кадетских корпусов, целью которого являлись: выработка единства взглядов среди руководителей кадетских образовательных организаций по вопросам патриотического воспитания и формирования у обучающихся мотивации для служения Отечеству, а также оказание информационной и практической поддержки образовательным организациям кадетской направленности по вопросам организации образовательного процесса.

В октябре – ноябре 2016 г. в рамках XIII Всемирного Русского Народного Собора проведено заседание секции «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы», в ходе которого планируется обсуждение состояния и развития Кадетского образования.

В 2017 году

· Проведено два заседания нашего Совета (Москва, г. Шахты Ростовской области).

· По нашей инициативе во многих субъектах Российской Федерации сформированы и начали свою работу региональные Советы по кадетскому образованию, осуществляющие свою работу под председательством заместителей губернаторов или председателей региональных правительств.

· Университетом Разумовского проведено два исследования по мониторингу состояния дел в сфере кадетского образования межрегионального уровня.

· Проведено пять межрегиональных научно-практические конференций.

· Четыре заседания Совета кадетского движений России.

· Два заседания Попечительского совета Московского СВУ, с участие Минобороны России и Государственной думы РФ.

· Проведено 12 совместных заседаний рабочих групп на площадках Университета Разумовского (В. Н. Иванова), Минобрнауки (С. Д. Ермакова), Московского Дома кадета (А. И. Владимиров).

· Проведено 6 встреч с руководством Министерства связи (Федеральное агентство связи РФ), руководством Калужской, Тверской, Ульяновской, Ростовской областей и Хабаровского края по вопросу развития кадетского образования в них.

· По нашей инициативе и при поддержке Вице-премьера правительства РФ

Д.О. Рогозина и Президента Приднестровской Молдавской республики, создано и с сентября сего года приступило к работе Суворовское военное училище в г. Тирасполь.

· Подготовлена брошюра «Концепция Кадетского образования в России: базовые основы», которая дважды опубликована на региональном уровне, на четырех суворовских сайтах, и обсуждается в социальных блогах суворовцев и кадет.

· В Интернете только на сайте общественной организации «Московские суворовцы» к этим материалам обращались более 500 пользователей, 168 раз эти материалы были скачаны.

В ноябре 2017 г. в г. Перми состоялось расширенное заседание Совета Минобрнауки по КО, которое вели сопредседатели: Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева и Представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Викторович Бабич.

Этот Совет принял ряд важных решения и рекомендациях по развитию кадетского образования в России, в том числе и возможность получения выпускником кадетского корпуса (школы) дополнительно 10 баллов к ЕГЭ за овладение предметом «Основы военной подготовки» и получение Военно-учетной специальности на объектах учебно-материальной базы ДОСААФ.

В 2018 году

В канун празднования 75-летия образования СВУ (с 19 по 24 августа 2018 года) в Москве будет проходить V Общекадетский Съезд Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России».

В работе этого Съезда мы приглашаем участвовать: делегации всех объединений суворовцев, нахимовцев и кадет из всех государств бывшего СССР, в которых существовали или существуют сегодня суворовские или нахимовские военные училища и кадетские корпуса (Беларусь, Казахстан, Украина, Грузия, Латвия, Узбекистан, Молдова (Тирасполь), Болгария); делегации кадет субъектов Российской Федерации и всех силовых структур России; всех оставшихся в живых кадет императорских кадетских корпусов объединений выпускников русских кадетских корпусов за рубежом.

На Съезде планируется обсудить вопросы стратегии кадетского движения и его развития, перспективы кадетского образования и взаимодействия общественных объединений кадет, их место и роль в государстве и обществе, с тем, чтобы кадетское движение России стало патриотической скрепой гражданского общества страны.

На Торжественное собрание в честь 75-летия образования СВУ и на V Общекадетский Съезд будет приглашен Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Владимир Владимирович Путин.

***

В настоящее время, в соответствии с 3-х летним Планом работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию, завершается работа по подготовке проекта Концепции Кадетского образования в Российской Федерации.

В разработке и обсуждении этого проекта:

- приняли участие члены Совета Министерства образования и науки РФ по Кадетскому образованию и Рабочих групп Совета из 20 субъектов Российской Федерации (города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ростовская, Волгоградская, Ульяновская, Ивановская, Тверская, Калужская, Свердловская и Ярославская области, Приморье, Хабаровский край, Новосибирск, Владивосток, а также Приволжский, Сибирский, Дальневосточный и Центральный федеральные округа).

В результате работы Совета по КО Минобрнауки России – в качестве промежуточного итога нашей деятельности – к сегодняшнему дню:

· подготовлен полный единый и согласованный текст проекта Концепции Кадетского образования в Российской Федерации;

· Глоссарий основных терминов и понятий, применяемых в этой сфере обучения и воспитания молодежи;

· проект Плана реализации Концепции;

· разработаны требования к основам питания и требования к качеству одежды кадет;

· идет проработка содержания формы одежды кадет, регламентов кадетских Знамен, знаков отличий, федеральных образцов знаков кадетских корпусов и единого федерального Знака выпускника кадетского корпуса типа Знака (краба) выпускника СВУ и НВМУ.

Официальное завершение работы, общественное принятие Концепции КО и передача ее в Правительство России планируется на осень сего года, с тем, чтобы в течение 2019 года выйти на внесение необходимых поправок в Национальное право, в том числе и в Закон «Об образовании в РФ».

Мы ведем дело к тому, чтобы уже в 2020 году – в год 75-лети великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне – можно было провести Президентский и Губернаторские смотры кадет уже нового строя.

Во всей этой работе лучший результативный пример подают и активную позицию занимают руководители Приволжского федерального округа, и российского казачества Ростовской области и Сибири.

Особую роль в деле становления кадетского образования в России играют общественные ветеранские организации суворовцев, нахимовцев и кадет России.

В авангарде этой работы – «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» (ОССНКР). Московское содружество (выпускник Калининского СВУ Ю. М. Лавринец) и Союз в Санкт-Петербурге (выпускник Ленинградского НВМУ А. О. Грязнов).

Основными Интернет ресурсами кадетского образования в России являются:

· cайт РВООБ «Московское Содружество суворовцев, нахимовцев, кадет» –

www.kadet.ru;

· сайт РОО «МОСКОВСКИЕ СУВОРОВЦЫ»;

· страница «Кадетское образование» на сайте Минобрнауки России.

***

В этой связи, обращаю ваше внимание на новые статьи проекта Концепции кадетского образования в России, определяющие формально-правовые и содержательные условия ее успешной реализации.

Приведу только некоторые положения раздела Основные направления реализации Концепции кадетского образования

6.2. Формально-правовым условием реализации Концепции является заключение многостороннего соглашения между ООКТ, профильным ведомством, высшим учебным заведением профильного ведомства, общественными ветеранскими организациями ведомства, военным комиссариатом и ДОСААФ России (его местными подразделениями).

Условием реализации Концепции является возможность получения выпускниками ООКТ, лауреатами спартакиад и олимпиад системы кадетского образования России, а также выпускниками, получившими удостоверение ДОСААФ подтверждающее овладение ими военно-учетной или другой специальности по тематике защиты Отечества и государственной службы, дополнительных баллов к ЕГЭ, и возможность проведение учредителями целевого набора кадет в профильный ВУЗ.

6.3. Содержательным условием реализации Концепции образовательной организацией выступает:

· наличие государственного (регионального, ведомственного) заказа учредителей ООКТ на подготовку в них специалистов необходимых им номенклатур;

· разработка учредителями (заказчиками) необходимых требований (стандартов) к выпускнику ООКТ и соответствующих образовательных программ профильного (профессионального) обучения;

· увеличение общего времени обучения за счет планового использования летнего времени (летнего периода обучения) для выполнения программ профильного (профессионального) обучения воспитанников ООКТ в системе обязательных плановых лагерей (оздоровительных, спортивных, тематических), лагерных сборов и стажировок кадет, осуществляемых на объектах инфраструктуры ДОСААФ России и их учредителей;

· обязательное наличие в ООКТ штатного института офицеров-воспитателей (классных руководителей);

· создание в системе ООКТ необходимой кадетской воспитательной среды;

· создание системы методического обеспечения, ответственности и контроля за состоянием дел и эффективности системы кадетского образования в России и субъектах федерации.

6.4. Содержательным наполнением Концепции является реализация обязательной рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», включающей знания о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения, выработки высокого сознания общественного и воинского долга, совершенствование своих военных и методических знаний на основе беззаветной преданности Отечеству.

А также обязательное овладение воспитанниками ООКТ рядом воинских учетных специальностей и другими специальностями (техническими, летными и пр.) согласно требований государственного оборонного заказа на их допризывную подготовку в системе ДОСААФ Российской Федерации…. и так далее.

В целом.

Кадетское образование в России рассматривается в качестве:

· составной части государственной кадровой политики;

· основы кадрового формирования нового слоя государственных служащих Российской Федерации;

· первой ступени создаваемой системы непрерывного образования государственных служащих;

· специфической отрасли среднего общего и среднего профессионального образования, дающей кадетам необходимое духовно-нравственное воспитание и гармоничное развитие личности, углубленное гуманитарное образование на базе исторических ценностей народа России, а также раннюю профессиональную ориентацию и мотивацию для осознанного выбора служения Отечеству с детства и на всю жизнь на поприще военной, правоохранительной и гражданской государственной службы.

В этой связи, в целях оказания помощи, координации и направления деятельности Кадетских образовательных организаций России, нами обоснована также необходимость оформления Федеральной системы кадетского образования (ФСКО).

Представляется, что ФСКО должна иметь свои органы представительства:

· во всех федеральных ведомствах, имеющих свои кадетские корпуса;

· в департаментах образования субъектов Российской Федерации;

· основным ее органом управления ФСКО будет являться Совет по делам кадетского образования при Президенте Российской Федерации, в рамках его Администрации.

Мы убеждены, что принятие Концепции Кадетского образования в Российской Федерации станет качественным прорывом в сфере образования государственной службы, подготовке ее кадров федерального и регионального уровней и, что даст нашему государству возможность резкого улучшения качества государственного управления.

Благодарю за внимание.