Прислал Михаил Андреевич Жуков, слушатель ШЗС при КТ ВИИЯ КА:

Константин Никифоров. Компартия Китая и религия

Китайская компартия продолжает, скажем так, преследовать христиан. В провинции Шаньси на севере Китая 9 января 2018 года военная милиция разрушила церковь.
http://www.epochtimes.ru/hristiane-skorbyat-po-krupnejshej-nelegalnoj-tserkvi-razrushennoj-kitajskimi-vlastyami-99048195/

"Для уничтожения здания стоимостью 3 млн долларов (168,45 млн р.) использовали взрывчатые вещества. За происходящим местные христиане наблюдали, не сдерживая слёз. Многие посещали эту церковь на протяжении жизни и участвовали в её строительстве.

Население города Линьфэнь составляет 4,3 миллиона человек. Церковь Золотых лампад — одна из многих незарегистрированных в Китае «домашних церквей». Компартия Китая (КПК) не одобрила приход и преследовало священников и прихожан.

Изначально строительство церкви в 2009 году оценили в 17 миллионов юаней (954,55 млн р.). Эту сумму собрали местные прихожане.

Ранее служители церкви подвергались сильным преследованиям, а некоторых из них заключили в тюрьму, согласно отчётам христианской неправительственной организации, базирующейся в Мидленде штата Техас.

В 2009 году отряд внутренней безопасности КПК напал на церковь: здание разгромили, а у прихожан отобрали Библии, сообщала некоммерческая организация ChinaAid, разоблачающая преследования христиан в Китае.

«[Власти] планировали уничтожение церкви ещё с 2009 года. Но в то время они не решались этого сделать, так как прошли слухи, что церковь посещали и фотографировались на её фоне должностные лица из ООН. Однако сейчас они действительно это сделали», — сказал прихожанин церкви радио «Свободная Азия».

Воскресным утром 7 января 2018 года власти окружили церковь, блокируя вход в здание. Местная милиция предупреждала людей «держаться подальше». Церковь взорвали 9 января.

Непрекращающиеся преследования
«Продолжающиеся преследования церкви свидетельствуют о том, что китайский режим не уважает религиозную свободу и права человека», — сказал Боб Фу, основатель и президент ChinaAid, призывающий международное сообщество открыто осудить уничтожение храма.

Если церковь относится к числу «домашних церквей», т.е. не стоит на регистрации у китайского режима, то возможны любые виды репрессий со стороны властей. Но даже «разрешённые» правительством протестантские церкви также подвергают преследованиям.

В 2017 году власти мобилизовали отдел госбезопасности для давления на праздновавших Рождество китайских христиан, в том числе и в «разрешённых» церквях, сообщает издание ChinaAid.
Церковные службы жёстко сократили, а за прихожанами-христианами пристально наблюдали видеокамеры, установленные властями.
Китайская коммунистическая партия официально поддерживает атеистическую идеологию, основанную на учении марксизма-ленинизма, а также взглядов Мао Цзэдуна, и запрещает членам партии исповедовать какую-либо религию. Несмотря на это, в последние годы, по различным оценкам, численность христиан в Китае возросла и теперь исчисляется десятками миллионов человек" ( конец цитаты).

Логика в проводимой китайскими властями политике есть, это признают даже ее оппоненты.

https://www.lifesitenews.com/opinion/communist-china-is-manipulating-the-vatican-as-it-bulldozes-churches
"(…)Китайские коммунисты с 1989 года изучают причины распада Советского Союза и освобождение народов Восточной Европы, находившихся за «железным занавесом», роль в этом святого Иоанна Павла II (…), оказавшего давление на Москву. Они оценили власть религии и твердо убеждены, что должны и могут помешать христианству сделать в Китае то, что оно делало в Польше и в других местах. Инструменты знакомы: кооптировать во власть, когда возможно, преследовать и уничтожать, когда возможно, а также контролировать информацию, чтобы всем казалось, что верующие просят только о разумном законе и порядке. С точки зрения режима, в этом есть большая потребность. У большинства китайцев есть смутная привязанность к старым народным религиям. Возможно, 15 процентов являются буддистами и вообще равнодушны к вере - кроме Тибета, где сопротивление Пекину живо. И еще есть христиане, их немного, но все же. Надежных цифр нет, но 60 миллионов (как минимум)- разумная оценка их числа. Можно с уверенностью сказать, что в воскресенье утром в Китае больше христиан находится в церкви, чем во всей Европе. И это несмотря на потенциально серьезные последствия для поклонения в «несанкционированных» конгрегациях.
Протестанты, вероятно, составляют около двух третей этого числа, но католическая церковь, конечно, имеет более прочную институциональную структуру. Китайцы привыкли действовать на перспективу. Учитывая, как быстро растет число верующих в Китае, режиму будет тяжело, если появятся новые десятки миллионов христиан, которые считают, что каждый человек создан по образу и подобию Бога, что означает, что они обладают человеческим достоинством и свободой.
Один из важных внешнеполитических вопросов о Китае - это насколько он коммунистический, т.е. придерживается ли старой марксистской идеи покончить с «опиумом для народа», т. е. религией. В экономике сильно влияние марксистской идеологии, но она не разрушается, как в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе. Конечно, это не совсем капитализм, но все же есть очень серьезные инновации и сильно предпринимательство. Тяжелая рука государства, тем не менее, совершенно очевидно, чувствуется в мерах контроля над народонаселением, но какие проблемы возникнут через десятилетия, когда население возрастет? И это в жесткой атеистической системе?
(…)Независимо от государственной идеологии Китая, независимость Церкви - это то, за что многие христиане сражались и умирали на протяжении веков в христианских странах Европы. Независимость от политических режимов имеет решающее значение для того, чтобы Церковь могла свободно выполнять свою духовную миссию, а не только евангелизировать людей, работать и говорить, независимо от того, при каком режиме она живет, о справедливости и правильном порядке в обществе.

Ватикан, похоже, спотыкается о своих отношениях с режимом, который, как мы можем быть уверены, не будет уважать свободу Церкви, поскольку он не уважает свободу и достоинство собственного народа. Ватиканским переговорщикам было бы полезно вспомнить уроки коммунистической эры в Европе, в частности предупреждение Солженицына о том, что мы должны полностью понять природу коммунистических режимов и не поддаться иллюзии, что раскол между нами и ними «может быть преодолен с помощью успешных дипломатических переговоров». Поскольку раскол является глубоко духовным, а не политическим" (конец цитаты).

Храм взорвали в январе, но Ватикан отреагировал на это только сейчас. Много времени и сил отняла пастырская поездка в Южную Америку. Там всплыло много проблем, которые отвлекли внимание папы от ситуации в Китае. Кроме того, не затух конфликт с казахстанскими епископами по поводу Исповедания неизменных истин о сакраментальном (та́инственном) браке, опубликованному в последний день 2017 года. К ним присоединился монс. Андреас Лаун, епископ-помощник Зальцбурга на покое, и его превосходительство Мариан Элеганти, вспомогательный епископ Чур в Швейцарии.

На прошлой неделе появились сообщения о том, что Ватикан попросил двух подпольных китайских епископов, лояльных Риму, отступить, чтобы позволить двум епископам Патриотической Церкви, подчиненным властям, занять свои места. Эта новость заставила самоотверженного 86-летнего бывшего кардинала из Гонконга Джозефа Дзена отправиться в Рим без приглашения. Он встал во время приема за пределами Каса Санта-Марты и попросил передать письмо от подпольных ( иначе не назовешь) верующих, продолжающих сопротивляться властям не считаясь с затратами, папе Франциску. Надежные источники говорят, что папа получил письмо и прочитал. Как ответ, на тему "двух церквей" высказался госекретарь Ватикана кардинал Паролин

http://ru.radiovaticana.va/news/2018/02/02/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%C2%AB%D0%B2_%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%82_%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%C2%BB/1361548

"(...) Госсекретарь подчеркнул, что в диалоге с Китаем Святейший Престол преследует «духовную цель»: «Церковь не просит ничего, кроме исповедания собственной веры и окончательного закрытия долгого периода противостояний, чтобы открыть пространство для роста доверия и для позитивного вклада католиков во благо всего общества». Это требует «больших и малых жертв», добавил госсекретарь, - «всем должно быть ясно, что это не плата за политический обмен»: «В Китае, быть может, больше, чем в каком бы то ни было другом месте, католики сумели сберечь, несмотря на многочисленные трудности и страдания, подлинное сокровище веры, твердо держась уз иерархического общения между епископами и преемником Петра». Задача Святейшего Престола заключается именно в защите этого общения.

«В Китае не существует двух Церквей, но есть две общины верных, призванных совершить постепенный путь примирения и единства», - отметил кард. Пьетро Паролин. Для этого нужно найти «реалистичные пастырские решения, которые позволят бы католикам жить своей верой и продолжать дело евангелизации в специфическом китайском контексте». Святейший Престол знает о тяжелых страданиях, пережитых китайским народом, его самоотверженном свидетельстве Евангелия. Выбор епископов в этих условиях является решающим: «Мы не можем забывать, что вопрос свободы Церкви и назначения епископов всегда был значимым вопросом в отношениях между Святейшим Престолом и государствами». Кардинал Паролин подчеркивает, что необходимы «время и терпение»: но когда этот вопрос будет решен, остальные трудности не смогут воспрепятствовать китайским католикам жить в единстве между собой и с Папой.

Сославшись на Послание Папы Бенедикта XVI китайским католикам, кард. Паролин подчеркнул, что «специфическая миссия Церкви заключается не в смене структур или государственного управления, но в возвещении людям Христа, Спасителя мира, укрепляющей силой Бога». «Церковь в Китае не намерена заменить собой государство, но стремится внести мирный, позитивный вклад в общее благо», - сказал госсекретарь Ватикана кард. П. Паролин" ( конец цитаты).

Кажется, до чего-то Ватикан с Пекином договорились.

http://www.catholicherald.co.uk/news/2018/02/02/vatican-and-china-ready-to-sign-deal-on-bishops/
"Соглашение между Ватиканом и коммунистическим правительством Китая может быть подписано в течение ближайших нескольких месяцев.
Рейтер сообщает, что неназванный «старший источник в Ватикане» сказал, что сделка позволит Святейшему Престолу иметь право на назначение будущих китайских епископов.
«Это не очень хорошо, - сказал источник, - но мы не знаем, какова будет ситуация через 10 или 20 лет. Это может быть даже хуже.

«Впоследствии мы по-прежнему будем как птица в клетке, но клетка будет больше», - добавил он. "Это не просто. Страдание будет продолжаться. Нам придется бороться за каждый сантиметр, чтобы увеличить размер клетки ».

Католики в Китае разделены между теми, кто находится в «подземном» сообществе, которые признают Папу, и тех, кто принадлежит к Католической патриотической ассоциации, контролируемой государством, чьи епископы назначаются правительством.

Источник отверг обвинения кардинала Джозефа Дзена в том, что Ватикан готов «продать» китайских католиков и предложения о разрыве между Папой Франциском и его сотрудниками в Китае.

Он также сказал, что Папа поддержал предложение, адресованное двум «подпольным» епископам, чтобы освободить место для назначенных правительством прелатов, и что пять назначенных правительством епископов уже были действительны в глазах Церкви.

Кардинал Дзен сильно критиковал попытку Ватикана по сближению с Пекином на прошлой неделе, написав: «Итак, я думаю, что Ватикан продает Католическую церковь в Китае? Да, определенно, если они пойдут в направлении, которое очевидно из всего, что они делают в последние годы и месяцы ».
( конец цитаты).

Ватикан оказался в достаточно щекотливой ситуации. Представляется, папа Франциск из нее выпутается.

http://pravosudija.net/article/konstantin-nikiforov-kompartiya-kitaya-i-religiya