Россия и Запад – экзистенциальные противники или потенциальные союзники? От геополитики к небополитике

Декабрь 17th, 2016
АВТОР: Александр Кашанский

И две тысячи лет война,
Война без особых причин,
Война дело молодых,
Лекарство против морщин
В. Цой

Что такое экзистенциональное противостояние

Если почитать публикации в российской прессе об отношениях с Западом, то складывается впечатление, что Запад – враг России, стремящийся её уничтожить, и что третья мировая война уже идёт, или вот-вот начнётся. Если почитать и западную прессу, то это впечатление только усилится: Россия – экзистенциональный противник Запада, она стремится его расколоть, ослабить и диктовать ему свою волю. Накал страстей достиг уровня, обычно предшествующего войне, она бы уже и началась, не будь потенциала ядерного сдерживания.

Экзистенциональное противостояние между людьми, странами и цивилизациями – это непримиримая вражда, борьба на всех уровнях: экономическом, политическом, даже метафизическом (война смыслов), – готовая в любой момент перейти в открытый вооружённый конфликт не на жизнь, а на смерть. Личностная причина такого противостояния – угроза существования всему, что человек любит и переживает, как часть себя: ценностям, образу жизни, среде обитания. Это было и раньше! Например, в средние века экзистенциональным противником Запада была Византия.

Причиной вражды между Римом и Константинополем были канонические и властные противоречия между католицизмом и православием, приведшее к великому расколу 1054 года. Православный человек средневековья считал, если он примет католичество – неистинную веру, ни для него, ни для его детей нет надежды. Уж лучше умереть, чем покориться и погубить свою вечную душу! Этот пример из прошлого наглядно характеризует суть экзистенционального противостояния. Его причины скрыты в области представлений и чувств, формирующих картину мира, место в нём человека и смысла его существования. Далеко не всякое противостояние между людьми и народами переходит на уровень экзистенционального. Орда в период нашествия была для России врагом, завоевателем, но не экзистенциональным противником, потому что не покушалась на святое – на представление русских о самих себе и спасении души.

Святое, священное – то, что дороже жизни. Это может быть родная земля и культура, дети, родственники, соплеменники, вера предков, идеалы, на которых воспитывался с детских лет. Отказаться от них – не только потерять лицо, но и самого себя. Запад считает, что Россия хочет разрушить его образ жизни и систему ценностей, а Россия считает то же самое – это и есть видимая причина экзистенционального противостояния.

Чем оно может закончиться? Гитлер на совещании в штабе группы армий «Центр» заявил о своих планах затопить Москву: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа». Фашистская Германия, по мнению Гитлера, олицетворяла в той войне западный цивилизованный мир, а Россия – не цивилизованный, заслуживающий порабощения и уничтожения. Гитлер предполагал затопить столицу русского народа, а не столицу большевизма, значит, рассматривал именно русских, а не большевиков, как исконных врагов западной цивилизации! То есть, получается, что экзистенциональным врагом Запада по мнению самых одиозных защитников западной цивилизации, являются русские, а не их государство, каким бы оно ни было. Это печальный вывод, приводящий к мысли о расовой, или какой-то иной, ещё более глубокой, возможно, духовной причине экзистенционального противостояния между Западом и Россией.

Что мы видим сегодня? Неонацисты Украины, предки которых когда-то сменили православие на униатство, то есть, поменяли свой цивилизационный код, открыто заявляют о том, что их цель – уничтожить Россию – средоточие мирового зла, потому что она угрожает западной цивилизации, являющейся светочем мировой культуры. Они – прямые наследники Гитлера, сегодня активно поддерживаемые Западом. И канцлер Германии Ангела Меркель говорит о том, что причина противоречий между Россией и Западом – разные ценности. Она утверждает, что западные представления о свободе и демократии истинны, а российские традиции государственности и обустройства жизни общества тоталитарны и ложны. Это и есть русофобия в чистом виде – я всегда прав, а он – неправ и агрессивен уже потому, что живёт не так, как я, и желает защищать свой образ жизни и ценности. Меркель, правда, пока не призывает уничтожить русских, как это делают украинские нацисты, но от отрицания права народа на собственные ценности до призывов к его уничтожению только один шаг. США и Британия в этом смысле гораздо честнее. Там с присущей англосаксонскому менталитету твердолобостью, восходящей к Катону Старшему, провозглашавшему: «Карфаген должен быть разрушен», – твердят о необходимости сдерживания и покорения России без оглядки на какие бы то ни было обстоятельства. Но с другой стороны, по мнению некоторых российских патриотов-ополченцев, Запад управляется не людьми, а «рептилоидами» и является современным Содомом, если бы он провалился в ад – было бы отлично, поэтому надо помочь ему туда отправиться.

Экзистенциональное противостояние между Западом и Россией очевидно. Да, Россия экономически в десятки раз слабее Запада, но, во-первых, она не одна противостоит ему, есть ещё великие не западные цивилизации: Китай, Индия, исламский мир. Во-вторых, даже останься Россия и одна, в случае обострения конфликта – это не только не помешает, а даже поспособствует ядерной войне, в которой мир будет гарантировано уничтожен. Экзистенциональное противостояния неизбежно породит в России элиту, готовую к Войне судного дня, и лидера, способного нажать на ядерную кнопку. И пусть у новых катонов по этому поводу не будет никаких иллюзий! Логика экзистенционального противостояния в наше время делает именного такой исход неизбежным.

Причины экзистенционального противостояния

Основания любой ценностной системы должны приниматься на веру, обосновываться рационально, когда это необходимо, и поддерживаться всем образом жизни. Символы, выражающие основополагающие ценности, священны, то есть, сверх значимы для человека. В основе ценностей находятся идеи и представления, составляющие ядро экзистенции-самосознания, они «впитываются с молоком матери», формируются культурой, и, отчасти, воспитываются системой образования и средствами массовой информации. Высшая общность, обладающая самобытной и неповторимой системой ценностей общей для многих народов, – это цивилизация. Даже в пострелигиозную эпоху религия, повлиявшая на формирование цивилизации, является маркёром цивилизационной принадлежности. Россия и Запад – разные цивилизации, поэтому конфликт между ними и межцивилизационный, и экзистенциональный, впрочем, межцивилизационные конфликты, как правило, носят экзистенциональный характер.

Если цивилизационные коды, лежащие в основе ценностной парадигмы, разные и цивилизации находятся на разных этапах своего развития, общественное сознание всегда найдёт способ манифестировать отличия между ними даже в трактовке одинаковых понятий! Для вас демократия – это многопартийность, а для нас Советы, или Джамахирия. Кто-то верит в демократию, права человека и общественный договор, а кто-то в справедливого правителя, олицетворяющего законы мироздания. И никакие доводы разума не могут переубедить ни тех, ни других, особенно, если люди принадлежат к разным цивилизациям. Насильственное навязывание чужой системы ценностей ведёт к возникновению комплексов неполноценности, прежде всего выражающихся в массовых фобиях, деградации национальной культуры, идеологии, а далее и политической системы. Пример этому – последствия цветных революций. Да и постсоветская Россия – увы, тоже пример тому, что бывает, когда элиты сначала делают, копируя чужой опыт, а потом думают…

Запад верит в свою демократию и соответствующий ей вариант экономической модели, а Россия, большинство её населения, уже не верит искренне в приемлемость для себя западной модели демократии и глобализации – вот видимая причина экзистенционального противостояния. Интересы России и Запада, в конечном итоге выражаемые в деньгах, конечно, тоже расходятся, но не это главное. О том, как делить материальные богатства, ещё можно договориться, а вот во что надо верить и что любить – сложно, скорее, невозможно. Экономические противоречия лишь дополняют и углубляют конфликт ценностный. Эти противоречия, переходящие в вооружённые столкновения за рынки сбыта и ресурсы, как правило, не носят характер экзистенционального противостояния, поэтому считать, что политика – это продолжение экономики – ограниченный взгляд на причину конфликтов.

Примешь чужую веру, потом потеряешь и самодержавную, то есть, суверенную власть! Это хорошо знали наши предки. Как когда-то русская церковь и цари не хотели подчиняться Римскому Папе, так и российская власть сегодня не хочет слепо копировать институты демократии, сложившиеся на Западе, потому что они сформировались на основе западных, а не российских ценностей. Они – эти институты – и есть внешнее выражение современной веры!

Уже многим понятно, что в конечном итоге демократической страной эпохи «развитой демократии» управляют люди, трактующие соответствие её политической и экономической системы стандартам демократии, а не люди, голосующие на выборах и в парламентах. Контролёры-стандартизаторы – это не правительства западных стран, а наднациональные органы управления цивилизацией Запада, подобные католической церкви средневековья. Ни одна страна западного мира сегодня не обладает полным суверенитетом! Но элиты западных стран это устраивает, потому что в основу стандартов западной демократии приняты ценности западной цивилизации, а Россию не устраивает по этой же причине. Россия – не западная цивилизация, поэтому политическая и экономическая модель, контролируемая извне, для неё неприемлемы.

Времена меняются, а причина экзистенционального конфликта между Западом и Россией остаётся – это принадлежность к разным цивилизациям. Чем ближе цивилизации, а по генезису Запад и Россия, конечно, близки, тем сильнее ценностный диссонанс и экзистенциональное противостояние между ними. Это подобно сложению отстоящих между собой на полтона звуков, их физическая частота колебаний близка, но на слух это созвучие воспринимаются, как откровенный диссонанс. Используя этот же наглядный образ из музыкальной гармонии, можно сказать, что между русской-православной и китайской-конфуцианской культурами – дистанция огромного размера, поэтому и диссонанса нет, скорее, это гармоничный и благозвучный звуковой интервал.

Чтобы слиться с Западом в одну цивилизацию, России надо привести свою систему ценностей в соответствие с западной, то есть сменить цивилизационный код, перенастроить «несущую частоту мировосприятия», чтобы не было «диссонанса», как когда-то это сделали униаты. Для этого надо изменить систему образования, культуру, причём, религия и сегодня является её важной составляющей, и… подменить матерей… Последнее – вряд ли возможно, правда, некоторые люди в определённых ситуациях готовы отказаться и от права первородства ради чечевичной похлёбки. Но таких в России подавляющее меньшинство.

Каков же исход противостояния с Западом, если гордая России не согласится отказаться от своих матерей и своей культуры? Удастся ли Западу в ходе информационной войны и войны смыслов «перекодировать» российское сознание, сделав русских частью «цивилизованного мира», или все же придётся на месте Москвы создать море, как это хотел сделать Гитлер? Если всё будет продолжаться так, как идёт сейчас, когда возможности «холодной» войны между Россией и Западом будут исчерпаны, начнётся горячая. Другого исхода не будет! Это пророчество, увы, не автора, оно древнее, как мир…

Ничего, по сути, не изменилось за тысячу лет! Запад Европы и её Восток остаются в непрерывном экзистенциональном противостоянии, несмотря на то, что меняются общественно-политические системы и технологические уклады. Это заставляет думать, что в противостоянии Запада и России есть какой-то высший смысл, не сводимый к простому конфликту интересов. В чём же заключается высший смысл экзистенционального противостояния между Западом и Востоком? Не поняв это, невозможно избежать эскалации напряжённости и печального конца.

Необходимость многообразия – главная причина экзистенционального противостояния

В истории есть примеры, когда народы сохраняли свой генотип, свою культуру, веру, образ жизни в самых трудных условиях. Пожалуй, наиболее яркий пример – судьба еврейского народа, утратившего даже собственную государственность и территорию, но сохранившего цивилизационную самобытность в течение веков. Это было возможно потому, что у евреев есть глобальная миссия – провозгласить и нести идею монотеизма. Пока у народа есть значимая для дела эволюции человечества миссия, есть и высокий смысл его существования. В этом случае воля к жизни возрастает многократно. Поэтому, как нельзя уничтожить идею личностной трансцендентной причины мира, так нельзя уничтожить евреев.

У русского народа тоже есть своя миссия – утверждение справедливости. Как нельзя уничтожить идею социальной справедливости, так нельзя уничтожить русских. И не имеет значения насколько успешно они её манифестировали до сих пор, миссия остаётся!

А у Запада есть миссия? Конечно, есть! Это свободное рациональное познание мира. Поэтому и западную цивилизацию уничтожить нельзя! На самом деле, казалось бы, нет ничего невозможного. Можно уничтожить и евреев, и русских, и англосаксов, но, при этом, будет уничтожен весь мир. Потому что, как не может человек жить без головы, сердца, печени, так не сможет человечество жить без народов, исторически являющихся системообразующими для своих цивилизаций. Если эти народы уничтожить, лишить их самобытной системы ценностей, значит, их миссию должен воспринять и исполнить другой народ. Исторические миссии разного уровня есть у всех народов, Для маленьких народов, входящих в состав больших цивилизаций, – это, как минимум, хранить и украшать свою землю, доставшуюся от предков, и родную культуру.

Главный принцип, определяющий смысл самой жизни, – её эволюция. Она выражается в совершенствовании видов в результате борьбы за место под солнцем и за ресурсы планеты. Ведя эту борьбу, любое живое существо готово отдать собственную жизнь ради продолжения рода и совершенствования вида. Все инстинкты, определяющие поведение животных, нацелены на исполнение эволюционной миссии.

До сих пор доподлинно не известен весь механизм биологической эволюции, это может быть естественный отбор, или же исполнение какой-то программы развития, управляющей эволюцией из надсистемы, в этом случае естественный отбор – лишь «исполнительный механизм». Должен ли в результате этой борьбы на земле остаться какой-то один биологический вид? Это, конечно, невозможно. Необходимо многообразие проявлений жизни! А может ли на планете остаться, или властвовать один народ, быть одно наречие, одна система ценностей? Казалось бы, праздный вопрос! Но ведь логика борьбы за власть ведёт к тому, что именно так и должно быть. Даже лозунг глобализации в её западном варианте «E PLURIBUS UNUM» – «Из многого одно» – утверждает это. И библейская история с Вавилонской башней ничему не учит…

Есть два принципиально отличающихся взгляда на эволюцию. Первый – живые организмы, являясь автономными и независимыми, совершенствуются в борьбе за своё существование, конкурируя друг с другом. Каждый участник эволюции в этой модели рассматривается, как субъект, а все прочие участники с позиции этого участника, как объекты. Второй взгляд – живые организмы являются частью единой надсистемы, биосферы, они взаимозависимы и поэтому не могут существовать друг без друга. Все они – субъекты, составляющие единство, находящееся в гомеостазе, а в природе существуют механизмы гомеостаза, управляющие процессом эволюции помимо естественного отбора. Простейший пример: если волки съедят всех зайцев, то умрут от голода; а если, вдруг, почему-то вымрут волки, зайцы быстро размножатся, съедят всю траву и тоже вымрут. На самом деле, и первый, и второй взгляды на эволюцию правильные: каждый участник эволюции и независимый субъект, и часть биосферы, зависимый от её законов. Эти взгляды на разные уровни управления эволюцией.

Законы организации жизни любого народа, выраженные в традициях, являются выражением идеи эволюции применительно к человеческому роду. Они помогают вести борьбу за выживание. В тяжелейшей борьбе за жизнь, за место под солнцем, народы совершенствуются, а некоторые исчезают. Но законы, управляющие жизнью общества не исчерпываются борьбой за существование!

Именно биосфера, как целостность, вмещающая все биологические виды, выступает своеобразным природным арбитром во внутривидовой и межвидовой конкуренции. Для этого у неё есть механизмы регулирования численности и активности видов и особей, пределы их изменчивости, не «зашитые» в их генетическом коде, как инстинкты, но действующие, как внешние законы. Суть этих законов, управляющих эволюцией извне, выражается формулой «Единство многообразия». По сути – это законы гомеостаза единого планетарного организма. В результате действия этих законов, многообразие видов не должно быть уничтожено в процессе борьбы видов. Поэтому волки не могут есть траву, зайцы мясо, всеядные крысы живут очень недолго и не могут летать и быстро бегать, а слонихи рождают одного слоненка раз в два года. Благодаря этим законам ни один вид не может завоевать планету, и жизнь сохраняет своё многообразие!

Человечество – это один биологический вид Homo Sapiens, но со многими подвидами, имеющими некоторые биологические и психологические различия: расы, народы, культуры, – возникшие на пути эволюции жизни на планете Земля. Гипотезы о том, что люди прилетели с другой планеты, или даже с разных планет, да еще и в «готовом виде», пока не имеют никакого научного обоснования. Но даже если это и так, все люди, откуда бы они ни взялись, являются частью биосферы и, воздействуя на неё, создают уже новое качественное состояние биосферы – ноосферу. Как и у биосферы, у ноосферы есть законы ноосферного регулирования, являющиеся регуляторами процесса эволюции человечества.

Для биосферы – это законы природного гомеостаза, для ноосферы – законы глобального равновесия, или «законы мирового баланса», в частности, не позволяющие одной системе ценностей, одному народу или одной расе занять в мире доминирующее положение. Мы пока постулируем это утверждение. Одним из следствий действия этих законов и является так называемое экзистенциональное противостояние, в частности, между Западом и Россией. Корневая причина экзистенционального противостояния – необходимость сохранения человеческого и цивилизационного многообразия. Ценностные отличия, закреплённые в цивилизационном коде, – лишь «оформление» действия этого закона на уровне человеческого сознания. Поэтому экзистенциональное противостояние между Россией и Западом имеет причину и выше, и глубже желаний русских или немцев, оно обусловлено не русским упрямством и дикостью, а законами надсистемы – ноосферы, препятствующей утрате своего многообразия, нравится это госпоже Меркель, или нет. Значит, экзистенциональные противоречия могут быть разрешены только через надсистему!

Как преодолеть экзистенциональное противостояние

Для того, чтобы прийти к решению проблемы экзистенционального противостояния, необходимо от метафизической концепции диалектики единства и борьбы противоположностей перейти к метафизике органичной целостности. Эта концепция рассматривает человечество, как единый растущий и развивающийся организм. Он соединен и единой биологией – человечество один вид, живущей на одной планете и связанный с ней, и единой целью своего развития – достижение совершенной гармонии многообразия. Изменение концепции эволюции человечества от единства и борьбы противоположностей – к осознанию и целенаправленному поддерживанию гармонии многообразия приведёт к «тектоническим изменениям» глобального общественного сознания.

У каждой цивилизации и народа, являющегося частью ноосферы, есть своя миссия в развития планетарного организма. Единство и жизнеспособность глобального социума не может основываться только на интересах, исходящих из экономической целесообразности и реализации человеческих прав! Поэтому придётся, например, признать, что страны Африканского континента в обозримом будущем, а скорее всего, никогда, не будут жить, как страны Северной Европы. Задача людей, для которых Африка – их родина и «земля обетованная», обустраивать свою землю, а не изменять образ жизни и генофонд Европы. У африканцев, конечно, такие же права, как и у европейцев! Но права человека, сформированные, как правила жизни на уровне системы, в ноосферной надсистеме уже не действуют! Там другие правила и принципы, призванные утверждать гармонию многообразия, а не заботиться о правах отдельной личности. Поэтому многообразие народов и культур надо целенаправленно утверждать так, чтобы не получался «плавильный котёл», сама идея которого противоречит законам эволюции ноосферы. Человечество должно представлять собой цветущую сложность, сознательно поддерживаемую в целостном единстве участниками этой сложности. В этом и должна проявиться новая парадигма глобального развития.

В частности, придётся согласится с тем, что шиитское и суннитское направление в исламе – закономерны, как православие и католицизм. А значит, нет и не может быть высокого духовного смысла в противостоянии между суннитами и шиитами, католиками и православными, между западной и российской цивилизацией.

Цель эволюции ноосферы, включающей в себя миллиарды клеточек-личностей, может быть только одна – наилучшее обустройство планеты. Это возможно только при условии сохранения многообразия народов и культур, ценностных, и политических, и экономических систем, и последующей их гармонизации. Эта цель не может быть достигнута без всемерного совершенствования личностных человеческих качеств на пути повышения осознанности.

Что же делать

Предполагается следующий порядок действий, направленных на сознательное утверждение гармонии многообразия.

1. Россия для Запада – это Восток. В ближайшем обозримом будущем противостояние между Западом и Россией, Западом и Востоком будет продолжаться. У этого противостояния есть глубочайшие основания – стремление ноосферы сохранить своё многообразие. В этом противостоянии Россия, сопротивляющаяся ценностной экспансии Запада, выступает на стороне высшей Правды – закона ноосферы. Противостояние идёт в квадрате земли, в геополитическом пространстве, и его придётся вести на всех уровнях, экономическом, политическом, информационном, смысловом. Но на геополитическом уровне проблему этого противостояния не решить! Оно будет продолжаться, до тех пор, пока осознанность не будет возвышена от квадрата земли до круга неба. Чтобы выйти из состояния вечной войны всех против всех, надо сменить парадигму геополитического противостояния, характеризуемого законами диалектики, на парадигму органичной целостности, характеризующуюся законами гармонии ноосферы. При этом, геополитика должна быть дополнена «небополитикой». Небополитика – это доктрина «времени и духа», описывающая закономерности духовного взаимодействия цивилизаций, как единой целостности. Для перевода общественного сознания от земного квадрата в небесный круг должна быть разработана «дорожная карта».

2. У идеи «Гармония многообразия» имеются глубочайшие научные и религиозные корни, причём, во всех цивилизациях и культурах. Люди с древнейших времён пытались расширить пределы своей человеческой и культурной ограниченности, выйти за пределы своего эго в надсистему, управляющую миром. Она представлялась им в религиозных и художественных образах, выражалась в философских учениях. Выдающийся вклад в понимание целостности мира и утверждение гармонии внёс китайский народ, ему представление о гармонии, как цели развития, присуще с древних времён. Идея единства и целостности глубоко разработана в индийской философии. Философско-религиозное обоснование принципов общего дела и общей цели для людей разных культур разрабатывал русский космизм. Элементы религиозных и научно-философских и систем, утверждающие гармонию многообразия предстоит систематизировать и доступно изложить в образе магистрального направления развития человеческой духовности.

3. Для целенаправленного утверждения гармонии многообразия предстоит формировать субъект, представляющий «интересы» надсистемы – ноосферы, а не конкретных народов и цивилизаций. Особенностью участников процесса формирования этого субъекта будет «ноосферное мышление».

4. Ноосферное мышление не диалектично, а органично. Субъект, обладающий ноосферным планетарным мышлением, рассматривает планету и других людей, как единый живой одухотворённый организм, а себя, как часть этого организма. Он осознает, что исторически обусловленное его культурой видение мира – один из закономерных вариантов видения единой целостности. Если он считает свою картину мира верной, это не означает, что другие ошибочны! Гипотеза, объясняющая необходимую дополнительность религий и ценностных систем, сложившихся в разных цивилизациях, концептуально изложена в «Цветодинамике души», разработанной в составе доктрины небополитики.

5. Ноосферное мышление исходит из наличия «мира невидимого», духовного, единого для всего сущего. Его единство и всеобщность – и есть основа гармонии многообразия. Духовное порождает материальное, но и то, и другое составляет суть человека.

6. Духовно-религиозная сверхзадача ноосферного мышления – распознать план эволюции, выраженный в откровениях мировых и древних религий, законах природы, и помогать его исполнению.

7. Принципиальная особенность ноосферного мышления – его неконфронтационность. Борьба носителей ноосферного мышления за свою правду заключается не в противопоставлении этой правды злу, а в борьбе с неосознанностью людей. Существует несколько уровней осознанности, а значит, и этапов восхождения к планетарному ноосферному мышлению. Национальный, религиозный, классовый, гуманистический уровень – это этапы восхождения от земли к небу.

8. В парадигме действий по утверждению ноосферного мышления не должно быть элементов войны: информационной, концептуальной и метафизической (войны смыслов). В этой войне на сегодняшнем её этапе уже не может быть победителей! Все разновидности войны – это проявления действия людей внутри системы, для преодоления же её необходимо находиться в надсистеме. Это не значит, что не надо вести войну смыслов, пока она, увы, неизбежна, а значит, что она может быть не вечной и из состояния войны есть выход!

9. Ноосферное мышление должно рационально обосновать и принять на веру принципы гармонии многообразия. Их нельзя сформулировать сразу. Манифестация этих принципов, безусловно, будет процессом не быстрым. Они должны характеризовать функционирование надсистемы-ноосферы.

10. Образ экономической и политической системы, соответствующие ноосферному мышлению, и образ будущего будут манифестированы в ходе реализации проекта.

11. После формулирования принципов утверждения гармонии многообразия должно производиться обучение, в том числе детей, на всех языках и на всех уровнях.

12. Для разработки дорожной карты содействия гармонии многообразия предлагается реализовать проект «Гармония Нового Мiра» (рабочее название). В качестве «стартапов» проекта могут быть созданы «места кристаллизации идеи» — культурно-инновационные центры в местах культурного и исторического паломничества, или характеристических с позиции географии. Например, для России это могут быть Крым, Горный Алтай, Красноярский край (географический центр России), какой-то район в Центральной России, связанный с её культурным и историческим наследием.

13. Источником финансирования проекта могут быть инвестиции организаций и лиц, заинтересованных в смене парадигмы глобализации: от «E Pluribus Unum» на «E Pluribus Harmonia». Для поиска инвесторов предлагается разработать бизнес-план в составе проекта «Гармония Нового Мiра», основанный на идее «Гармония Многообразия». Предполагаемая прибыль может складываться из доходов от образовательных, художественных, игровых проектов, функционирования спортивных, культурных и детских центров, туристических программ. Процесс окупаемости проекта не может быть быстрым, поэтому предполагается наличие стратегических инвесторов, заинтересованных в создании неконфронтационного многоцветного (мультиценностного) мира, в котором их капиталы (равно, как и общественное богатство) подвергались бы меньшим рискам. Уменьшение рисков от возникновения форс-мажорных ситуаций, прежде всего связанных с политикой, – и есть основная финансовая выгода потенциальных выгодополучателей проекта «Гармония Нового Мiра». Приобретения же от реализации Проекта, не исчисляемые в деньгах, как для личностей, так и для народов, будут неисчислимы…

14. Перспективными направлениями развития проекта «Гармония нового мiра» может стать информционно-идеологическое сопровождение трансконтинентальных и инфраструктурных проектов межцивилизационного торгового и культурного обмена, таких как «Великий Шёлковый и Великий Чайный Путь», «Путь из Варяг в Греки», «Новая Арктогея» – как проект развития Арктики на оси Северный Полюс – Сибирь – Индия и т.д.

В процессе реализации проекта «Гармония нового мiра» будет формироваться глобальный субъект нового типа, способный перевести экзистенциональное противостояние между Россией и Западом, Ираном и Саудовской Аравией, Китаем и Японией, Индией и Пакистаном, Китаем и США из состояния «ни мира, ни войны» в состояние «от войны к миру». И вместе с этим будет формироваться человек будущего, способный к реализации задач седьмого технологического уклада в условиях глобализации.

15.12.2016.

Автор благодарен Игорю Ленскому, подсказавшему идею этой статьи.

http://www.peremeny.ru/books/osminog/12440