Петербургское движение «Примирение»

(история и перспективы)

 

Начало петербургскому движению «Примирение» положило соглашение по уходу за воинскими захоронениями, подписанное Россией и Германией в декабре 1992 года. Оно поставило на государственную основу морально-этический аспект проблемы отношения к погибшим агрессорам и защитникам, как жертвам войны.

Казалось бы, таким образом должна была быть поставлена точка в многолетней неприязни между немцами и русскими. На самом же деле это послужило толчком к долгому и трудному процессу сближения народов, наиболее пострадавших во время Второй мировой войны. Пример Санкт-Петербурга в этом процессе достаточно нагляден для отражения сложности российско-германского примирения. Пожалуй, именно Санкт-Петербург являлся самым большим препятствием для акций примирения над могилами солдат, воевавших по разные стороны фронта?

Причин тому было несколько.

Во-первых, это город с уникальной военной судьбой, город мужества и страданий, где около 900 дней врагом проводился сознательный геноцид и умерщвление голодом огромного мегаполиса. Около миллиона безвинных людей стали жертвой политики истребления голодом, которую претворяло в жизнь руководство нацистской Германии. Практически каждая ленинградская семья потеряла своего родственника в войну. Поэтому ненависть к немецким оккупантам сохранялась у многих петербуржцев и спустя полвека после войны.

Во-вторых, это преодоление последствий блокады и сохранение на десятилетия памяти об ужасе голодной смерти. Блокадник и сегодня не выбросит самую черствую корочку хлеба.

В-третьих, история не знает подобных примеров ожесточенности непрерывных боев, проходивших под Ленинградом в суровых климатических условиях. Это подтверждают и огромные потери, которые понесли обе стороны в боях. Советские войска лишились свыше одного миллиона человек. Потери немцев, хотя и были в десять раз меньше, тоже легли тяжким бременем на плечи родственников погибших и значительно ослабили группировку вермахта, действовавшую на ленинградском направлении.

Конечно, надеяться на скорое примирение с бывшими солдатами вермахта не стоило, но то, что произошло в 90-х годах, превзошло даже самые пессимистические прогнозы.

Провокация Невзорова

Движение «Примирение» зародилось со скандального приезда осенью 1992 года группы немецких ветеранов из Гамбурга и Бремена. Они были приняты на официальном уровне в Совете ветеранов Санкт-Петербурга. Неожиданно в четко расписанную программу пребывания немцев внес коррективы агрессивный наезд автора телепередачи «600 секунд» Александра Невзорова. Он тонко рассчитал, что на теме военной вражды немцев и русских можно сенсационно сыграть и в течение недели буквально преследовал ветеранов из Германии в их поездках по местам бывших боев и захоронений немецких солдат. Кульминацией провокации со стороны Невзорова явилось неожиданное вторжение его съемочной группы в помещение Совета ветеранов на Кутузовской набережной, где как раз проходила заключительная встреча между бывшими солдатами Советской Армии и вермахта. Невзоров решил еще больше усилить сенсацию и привел с собой группу экстремистов во главе с Марычевым, известным критиканом и разжигателем скандалов. С красными знаменами люди Марычева ворвались в кабинет председателя Совета ветеранов войны-однополчан генерала Виктора Рожкова и стали работать на телекамеру. Результатом провокации Невзорова и Марычева стала отставка Рожкова, замена руководства Совета, и, как следствие, создание в Санкт-Петербурге атмосферы неприятия идей примирения.

Образование центра «Примирение»

Как не парадоксально, но именно этот случай подтолкнул к созданию движения по примирению над войной. Стало понятно, что в одиночку, либо методами сокрытия информации о том, что бывший противник протянул руку примирения, ничего не добьешься. Необходимо было создать движение сторонников этого процесса, притом из числа тех, кто когда-то сам был участником страшных боев под Ленинградом. Среди тех, кто стоял у истоков движения «Примирение», были как ветераны войны, так и общественные деятели Санкт-Петербурга. Пожалуй, самым значимым фактором явилось то, что «Примирение» активно поддержали поэт Михаил Дудин, являвшийся председателем городской секции Совета мира и согласия, и писатель Даниил Гранин – автор «Блокадной книги».

Именно Даниил Гранин дал толчок многочисленным и разноплановым акциям «Примирения», предложив в 1994 году установить в Петербурге на Пулковской горе памятник в виде креста. По его мнению, этот крест мог бы объединить погибших с обеих сторон. Несмотря на то, что инициатива нашла поддержку у мэра города Анатолия Собчака, общественное мнение оказалось к ней не готово. Потребовались целые годы напряженного труда активистов «Примирения» в различных областях культуры, искусства, многочисленные личные контакты, порождавшие дискуссии, споры, порою неприятие. Отрадно, что в итоге стороны чаще всего находили компромисс, чему способствовал высокий уровень культуры активистов движения, их деликатность при обсуждении самых острых проблем.

В этой работе самое деятельное участие принимали: заместитель председателя Совета ветеранов войны-однополчан Павел Дмитриев, секретарь этой организации Анна Соловьева, член правления Валерий Махалов, врач и детский писатель Александр Якубенко, историк блокады Донат Жеребов, скульптор и участник боев за Ленинград Григорий Ястребенецкий, ветеран войны и военный переводчик Юрий Басистов, искусствовед и участник сражений за Волхов Николай Никулин, малолетняя узница фашистских концлагерей Тамара Огурцова, а также инвалид войны и ученый Леонид Егупов.

Так в 1994 году зародилась инициативная группа «Примирение», руководителем которой был избран подполковник запаса, военный переводчик Юрий Лебедев. Основной ее задачей стало формирование благожелательной атмосферы во взаимоотношениях между бывшими противниками по Второй мировой войне. Местом встреч российских и немецких ветеранов был выбран Дом дружбы на Фонтанке.

В течение года члены инициативной группы вовлекали в свой актив все новых представителей питерской интеллигенции, а также искали сторонников среди городской администрации. Активно развивались контакты и с официальными структурами Германии, связанными с вопросами воинских захоронений. Особое внимание было уделено сотрудничеству со средствами массовой информации, как возможности популяризации движения в защиту примирения над солдатскими могилами.

К концу 1994 года сформировался своеобразный конгломерат из организаций и групп людей, объединяющим стержнем его выступила инициативная группа «Примирение». Выглядело это следующим образом.

1. Российская сторона:

- представители администрации Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области,

представительство ассоциации «Военные мемориалы» в Петербурге,

- члены Совета объединения ветеранов войны СПБ и ЛО.

2. Немецкая сторона:

- Генеральное консульство ФРГ в Санкт-Петербурге,

- Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями и его земельное объединение в Гамбурге,

- ветеранские союзы Германии из состава дивизий, воевавших под Ленинградом.

 

Эти государственные структуры и общественные организации действовали в рамках межправительственного российско-германского соглашения по уходу за воинскими захоронениями. На уровне «народной дипломатии» им требовалась помощь, которую оказывали члены инициативной группы «Примирение».

Постепенно назрела необходимость перевода неформальной инициативной группы «Примирение» в разряд официальной общественной организации со своим уставом, задачами, членским статусом. В начале 1995 года был создан центр международного сотрудничества «Примирение» - организация, представлявшая интересы государственных и общественных структур России и Германии, а также значительного числа отдельных граждан, которым стали близки эти идеи.

Активное ядро центра постепенно выросло до 70 человек, а отдельные мероприятия собирали до 300 человек.

По инициативе центра контакты в сфере примирения стали развиваться по линии породненных городов: Санкт-Петербург – Гамбург.  Наиболее эффективно заработало направление, связанное с молодежным движением. Именно молодежные акции стали беспроигрышным вариантом формирования доброжелательных отношений, так как у подрастающего поколения 90-х годов не было личной причастности к военным событиям 50-летней давности. Что касается военного и послевоенного поколений, то здесь фактор личного горя порождал наибольшее количество конфликтных ситуаций. Молодежь же своими акциями решала задачи по смягчению напряженности, способствуя взаимопониманию и стиранию идеологических и морально-этических помех между представителями некогда враждебных народов. Соратником и партнером центра «Примирение» стало Гамбургское земельное объединение Народного союза Германии. Эта влиятельная организация не только щедро делилась опытом своей работы, но и помогала наладить наиболее эффективные направления, в первую очередь, по проведению международных молодежных лагерей.

Международные молодежные лагеря по уходу за воинскими захоронениями

Первый международный молодежный лагерь по уходу за воинским захоронениями был организован в Санкт-Петербурге в 1993 году. С такого рода инициативой выступило Гамбургское объединение Народного союза Германии. Местом проведения первого лагеря стал Сестрорецк, где молодежь из городов-побратимов (всего по 10 человек из России и Германии) приводили в порядок немецкое кладбище военнопленных, а затем выезжали на советские мемориалы на Невском пятачке и Синявинских высотах. Работали ребята и на Пискаревском кладбище. Идея проведения молодежного лагеря оказалась удачной и по той причине, что в данном случае речь шла не о погибших вооруженных солдатах, а о военнопленных, то есть о людях, которые стали подневольной рабочей силой. Эта категория в психологическом плане легче воспринималась в качестве жертв войны.

Постепенно в центре «Примирение» выстроились несколько направлений деятельности, приоритетным из которых оставалась молодежная работа. Руководила молодежной секцией Ирина Ваулина. Благодаря ей, следующий лагерь готовился уже более основательно. Через школы с углубленным изучением иностранного языка и институты начался подбор достойных кандидатов на поездки в международные лагеря в Гамбурге, Польше, Франции и под Санкт-Петербургом.

Успех в проведении такого рода лагерей вызвал интерес со стороны средств массовой информации, эта инициатива была официально поддержана также и городской администрацией по линии комитета по культуре. Вице-губернатор Санкт-Петербурга и председатель комитета по культуре Владимир Петрович Яковлев предоставил центру «Примирение» юридический адрес на Невском проспекте в здании своего комитета. Заседания проводились в кабинете сотрудника комитета Виктора Бояркина, являвшегося заместителем председателя центра «Примирение». Он же отвечал за организационную работу.

Акция «Юные спортсмены за мир»

Помимо международных молодежных лагерей успешно стало развиваться и спортивное направление. Оно вылилось в акцию «Юные спортсмены за мир». Речь в данном случае шла об участии петербургской детской футбольной команды «Турбостроитель» в турне по Германии, где 12-летние игроки питерской команды сражались со своими сверстниками на футбольных площадках, а не на полях кровавых боев, как их деды. После матчей ребята из России и Германии вместе возлагали цветы к могилам жертв войны на территории Западной Германии. Такие акции проводились трижды и поддерживались приветственными письмами мэра Санкт-Петербурга А. Собчака и его заместителя В. Путина В 1996 году юными футболистами «Турбостроителя» вместе с легендарным немецким футболистом Уве Зеелером было высажено на территории парка, примыкавшего к центральному стадиону Гамбурга, дерево гинкго, как символ мира между Россией и Германией.

Конкурс рисунков «Память о войне и примирение глазами молодежи»

Другим перспективным направлением являлась работа с учащимися художественных школ при районных домах творчества юных Санкт-Петербурга. Результатом ее стал международный конкурс рисунков под названием «Память о войне и примирение глазами молодежи». Организовала его учитель истории Ирина Голованова. Идея конкурса вызвала интерес, в том числе и у руководства Академии художеств. Не случайно председателем жюри конкурса стал известный скульптор и ветеран войны Григорий Ястребенецкий. С немецкой стороны сопредседателем являлся генеральный консул Германии в Санкт-Петербурге Дитер Боден. Лучшие детские рисунки с успехом экспонировались не только в Петербурге, но и в ряде городов северной Германии. Их резонанс был настолько значительным, что известный поэт-песенник Александр Городницкий, увидав несколько таких детских рисунков, написал две песни о немецких солдатских захоронениях в Корпово под Новгородом и в Сологубовке под Мгой.

Военно-мемориальный комплекс «Сологубовка»

После того, как явно обозначились успехи в непростой акции по преодолению враждебности, Народный союз Германии обратился к петербургскому движению «Примирение» с просьбой оказать содействие в поиске места под сводное немецкое кладбище, куда со временем могли бы быть перезахоронены солдаты вермахта, погибшие под Ленинградом. По оценке Народного союза, оно могло бы стать самым крупным в мире, учитывая, что имелась реальная возможность найти и идентифицировать не менее 50% погибших немецких солдат. Оказывается, в немецких архивах сохранились карты с указанием не только воинских кладбищ, но и точного количества захороненных там солдат. Оценочно их могло быть до 80 тысяч человек, а общие потери погибшими и пропавшими без вести на территории, примыкающей к Петербургу, составляли 150 тысяч человек. Такое место под мемориальное кладбище было найдено представителями «Примирения» у деревни Сологубовка, где во время войны находились несколько немецких военных захоронений. Выбор был обусловлен тем, что Сологубовка являлась в годы войны у немцев ближней тыловой зоной боевых действий. Неподалеку проходила линия фронта, поисковые отряды до сих пор обнаруживают там останки не только советских, но и немецких военнослужащих. Рядом расположены известные советские мемориалы: Невский пятачок и Синявинские высоты. Район Сологубовки мог бы стать туристическим маршрутом, куда с нескольких направлений могли бы приезжать из Петербурга по хорошим дорогам экскурсанты из Германии. Удаленность Сологубовки от Санкт-Петербурга составляет около 70 километров, что занимает не более полутора часов езды на автобусе, включая остановку для осмотра экспозиции в Кировске на диораме «Прорыв блокады Ленинграда». Таким образом, одновременно создавался бы перспективный туристический маршрут под названием «Память о войне».

В сентябре 2000 года первая очередь немецкого кладбища в Сологубовке была открыта с участием представителей руководства породненных городов и Ленинградской области, а также митрополита Владимира. Это послужило толчком к реставрации на пожертвования немецких граждан церкви Успения Божьей Матери, примыкавшей к немецкому захоронению. В результате в Сологубовке был создан целый военно-мемориальный комплекс примирения над солдатскими могилами, включающий само кладбище, храм Божий и Парк мира с высаженными в нем именными деревьями. Огромную роль в его создании сыграл священник, отец Вячеслав Харинов, которого в народе называют «Поисковым батюшкой» за неутомимость и энтузиазм в розыске погибших солдат Второй мировой войны. Военно-мемориальный комплекс «Сологубовка» включен дирекцией музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда в экскурсионную программу посещения мест боев и воинских захоронений.

Проблемы, решаемые в процессе акции примирения

При строительстве немецких кладбищ в северо-западном регионе России неожиданно возник ряд проблем морально-этического характера, связанный с недостаточно продуманными действиями немецкой стороны. Так под Новгородом на юго-западной окраине в 1998 году Народным союзом Германии было создано первое мемориальное сборное захоронение военнослужащих вермахта, где был установлен также и памятный знак с табличкой в честь «доблестных и храбрых солдат испанской голубой дивизии». Центр «Примирение» обратился за консультацией в Комитет по увековечению памяти погибших защитников отечества при Совете ветеранов СПб и ЛО. Председатель комитета Владимир Скачков и его сотрудники Валентина Борисова и Георгий Стрелец не только помогли центру ценными советами, но и стали его многолетними партнерами. Комитет выступил с инициативой, поддержанной ветеранами Новгорода, об устранении табличек с подобными надписями. Речь могла вестись только о жертвах войны, надпись никак не должна была содействовать героизации солдат-оккупантов. Сегодня на памятном знаке испанским солдатам установлена новая табличка на двух языках исторического содержания.

К сожалению, центру «Примирение», не удалось вовремя убедить Народный союз Германии отказаться от идеи увековечивания погибших немецких солдат вместе с их воинскими званиями. В результате в Новгороде получился перекос, и до недавнего времени один из погибших немцев был увековечен там, как эсэсовец в воинском звании «роттенфюрер» (ефрейтор). Это была своего рода мина замедленного действия и повод для экстремистских группировок попытаться устроить провокацию. Отрадно, что и этот вопрос удалось, в конце концов, решить, заменив эсэсовское звание на обычное воинское. Позднее руководство Народного союза Германии решило вообще отказаться от воинских званий, руководствуясь принципом «Перед смертью все равны».

Памятные знаки как символы примирения

Первый памятный знак в 1992 году попытались установить в Петербурге бывшие солдаты 170-й немецкой пехотной дивизии на месте своего дивизионного кладбища в Красном Селе. Гранитная плита с надписью на двух языках «Жертвам Второй мировой войны» вызвала волну протеста, подогретую тележурналистом Невзоровым, прокоммунистическими организациями и их печатными изданиями. В результате акция примирения оказалась не просто сорванной, она отодвинула процесс сближения ветеранских организаций России и Германии. Свыше десяти лет гранитная плита хранилась в гараже активиста центра «Примирение», бывшего капитана-артиллериста 2-й Ударной Армии Павла Дмитриева. После того, как слово «примирение» прочно утвердилось в лексиконе как государственных структур, так и в обиходе, эта плита была передана Народному союзу Германии. Он установил ее на немецком солдатском кладбище в Сологубовке.

На стороне Германии воевали и другие народы. Их представители гибли и под Ленинградом. Поэтому естественным было желание норвежских ветеранов установить памятный знак своим однополчанам, похороненным в районе Красного Села. Здесь члены центра «Примирение» впервые столкнулись с такой деликатной проблемой, как оценка действий конкретного войскового соединения противника. С одной стороны, применительно к норвежцам, это был легион войск СС, осужденных Нюрнбергским трибуналом, как преступная организация. С другой стороны, по оценке члена центра «Примирение», историка и ветерана войны Юрия Басистова, в войну их воспринимали как обычные войсковые части. Подтверждением служили листовки на норвежском языке, составленные органами спецпропаганды Ленинградского фронта. После консультаций с администрацией Красносельского района было дано согласие на установку памятного знака погибшим норвежцам. По прошествии десяти лет этот памятный знак без помех продолжает стоять на территории церкви Александра Невского в Красном Селе благодаря личному покровительству отца Евгения. Прихожане относятся к нему с пониманием, некоторые даже кладут цветы. Знак впечатляет своей надписью на двух языках «За мир и примирение».

Совместные поездки ветеранов войны России и Германии

С 1992 года стали практиковаться совместные поездки бывших участников тех боев. Это способствовало не только развитию процесса примирения, но и углублению исторической правды о событиях 50-летней давности. В ходе одной из таких поездок родилась идея о возложении ветеранами России и Германии совместного венка. Такая акция в конце 90-х годов была проведена у памятника советским солдатам в Мясном Бору под Новгородом. Там весной 1942 года 2-я Ударная Армия пыталась в кровопролитных боях освободить Ленинград. Акция примирения послужила стимулом к мероприятию государственного масштаба на высшем уровне. В 2001 году президент России В. Путин и канцлер Германии Г. Шредер возложили общий венок на Пискаревском кладбище.

Такого рода коллективные поездки активно продолжались в течение пятнадцати лет, пока здоровье и возраст позволяли ветеранам обеих стран пускаться в длительные путешествия. Сегодня своеобразная эстафета перешла к детям солдат, принадлежащим эпохе «Отечества без отцов». Они приезжают на благоустроенные советские и немецкие солдатские кладбища, где покоятся их перезахороненные родственники.

Роль литературы в процессе примирения

Большую пользу в движении по примирению оказало творчество бывших солдат, ставших в мирной жизни крупными писателями-гуманистами. В первую очередь, это относится к выдающемуся петербургскому писателю Даниилу Гранину. Он лично включился в процесс примирения, посетив в Европе солдатские кладбища. После этого опубликовал ряд страстных статей в защиту этого движения. По существу он стал в России идеологом примирения над солдатскими могилами, дав ему философское глубокое осмысление.

С немецкой стороны его поддержал участник боев под Ленинградом Хассо Стахов, опубликовавший в 2003 году в Германии книгу «Трагедия на Неве». Сегодня она издана и на русском языке, и достойно выступает в одном ряду с лучшими образцами антивоенной литературы.

В Гамбурге, городе-побратиме Санкт-Петербурга, живет другой немецкий писатель Арно Зурмински, также посвятивший свое творчество теме войны и мира. Его роман «Отечество без отцов» получил высокую оценку канцлера Германии Ангелы Меркель. Роман был переведен на русский язык одним из активистов центра «Примирение» и в 2010 году появился на российских книжных прилавках.

Будущие акции примирения

Работа центра «Примирение» завершилась в 2005 году по прошествии пяти лет бесконфликтного существования немецкого кладбища в Сологубовке и в других местах северо-запада России. Другой естественной причиной послужил уход из жизни большинства активистов примирения в России и в Германии. Перефразируя известную фразу Шиллера, можно сказать, что они достойно сделали свое дело и ушли. Послевоенному поколению нужно уже не примирение, а взаимопонимание.

Оставшиеся активисты центра «Примирение» продолжают по мере сил свою работу. Недавно с новой инициативой выступил писатель Даниил Гранин. Он предложил установить памятник примирения жертвам двух мировых войн. В Германии эта идея была воспринята положительно. Не исключено, что памятник в виде стелы может появиться в географическом центре современной Европы в местечке Нойхарденберг под Берлином. Как раз там, у Зееловских высот, разыгралось самое крупное и кровопролитное сражение на заключительном этапе Второй мировой войны. Эта стела могла бы объединить под знаком примирения две братские могилы советских и немецких солдат, созданные в Нойхарденберге после войны. Их отделяют друг от друга лишь несколько сотен метров.

В 2015 году к 70-летию Победы во Второй мировой войне Совет организации ветеранов Санкт-Петербурга и Ленинградской области планирует организовать поездку по Европе под лозунгом «Солдатские могилы взывают к миру». Она стала бы развитием акции «Цветок на русскую могилу», организованной в 2005 году руководством ветеранских организаций. Акция сопровождалась посещением советских воинских захоронений на территории Германии. Полномочный представитель Президента России в Северо-Западном регионе поддержал ее своим приветственным письмом.

В новой акции «Солдатские могилы взывают к миру» могли бы принять участие представители нескольких поколений. Для ветеранов предложена была бы поездка железнодорожным транспортом, а для более молодого поколения проведен автомобильный марафон по европейским городам и сельским населенным пунктам, наиболее пострадавшим в период Второй мировой войны. В ходе мероприятия ветераны и молодежь посетили бы воинские захоронения участников военного противостояния. Основной лозунг акции «К миру взывают народы, примиренные уроками войны».

С участием ветеранов войны можно было бы организовать для школьников Санкт-Петербурга и Ленинградской области на постоянной основе автобусные экскурсии по местам боев и воинских захоронений. Маршрут под названием «Память о ленинградской блокаде» включал бы посещение музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», Невского пятачка и Синявинских высот. Это стало бы важным подспорьем в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Заключительным этапом экскурсии могло стать посещение немецкого солдатского кладбища в Сологубовке в качестве назидательного урока войны.

 

Юрий Лебедев,

председатель центра «Примирение» в 1995-2005 годах

 

ноябрь 2012 года

Санкт-Петербург